polygamist.narod.ru

Геннадий Заволокин на родине

«Гармонь как воплощение русской идеи» (2001)

Говорят, частушки вроде

В наши дни давно не в моде.

Только разве дело в моде,

Если любят их в народе?

Геннадий Заволокин

  Автор телевизионной передачи "Играй, гармонь" (канал ОРТ) Геннадий Заволокин погиб в автокатастрофе 9 июля 2001 года. Это случилось в ночь с воскресенья на понедельник в 96-ти километрах от Новосибирска. Лобовое столкновение произошло вблизи города Ордынка в 23:15 по местному времени. Сын Заволокина управлял “Тойотой”, когда на мосту через реку в иномарку на полном врезался "Москвича" 412-й модели. Заволокин-младший управлял иномаркой с правостронноим размещением рулевой колонки. Его спасла подушка безопасности, он получил перелом голени. Погибли три человека: водитель, пассажир "Москвича" и народный артист России Геннадий Заволокин.

  Знаток фольклора на пустом месте создал и был бессменным ведущим 26-минутной передачи "Играй, гармонь", выходившей в эфир по субботам. Посвятив программа самобытным музыкальным талантам России, Геннадию Заволокину удалось создать поистине народный проект. Ведь через частушку русский этнос читал книгу мироздания. Народных музыкантов он называл “живительными корнями этноса”. Не ленился пояснить свою мысль: “За частушечниками и песенниками встают вечные ценности, потому что поют они правдиво! Да, мы бываем и порочны, Бывает, и рюмку пропустим (не святые люди), но за этой программой тянется сильный характер, сильная национальная идея”. Словом, вся жизнь выверена по частушке:

Наконец-то убедилась:

Не в того опять влюбилась.

У миленка, кроме пьянства,

Никакого постоянства.

Гармошка – едва ли не единственная вещь, уцелевшая при падении российской империи. В текстах песен, написанных руководителем ансамбля "Частушка", отразилась грусть, вызванная неотвратимой гибелью русского мира. И вот погиб ее священный хранитель русской гармони. Погиб сибирский Гомер. Смерть первого гармониста на деревни надолго омрачает сердца сельчан. А что должна испытывать целая страна, огрмный этнос, вдруг потерявшие "первого гармониста России"?

Его имя стало известно после выхода на телеэкраны страны передачи "Играй, гармонь любимая!" В 1997 году Указом Президента России о присуждении Государственных премий России в области литературы и искусства новосибирец Геннадий Заволокин удостоен Госпремии за цикл телевизионных передач "Играй, гармонь любимая!".

Путь лауреата Государственных премий не был легким. Было дело: выступлениями Президента Республики Марий Эл Вячеслава Кислицина подменяли телепередачу "Играй, гармонь!", что оказывалось полной неожиданностью для телезрителей. Будучи известным гармонистом и телеведущим Геннадий Заволокин организовывал фестивали "Золотая десятка". Он собирал 25 человек из лучших гармонистов, частушечников и песенников России. И с ними выступал на площадках Новосибирска и Кемерово. А вот Томску, Барнаулу и прочей Сибири даже великому Заволокину не удавалось показать русских самородков. Он проявлял настойчивость, повторяя: “И я уверен, что у фестиваля народной музыки "Золотая десятка" есть будущее - вот только пару пьяниц уберу. По большому счёту тут дело вот в чём. Кучка политиканов или каких-то олигархов пытается менять людей от самой земли, говоря: "За нами будущее". Вот здесь я делаю фигуру из трёх пальцев и говорю: "Ни хрена вам не удастся".

Увы, не помогала и репутация телевизионщика с “первого канала”. В таких случаях Геннадий Дмитриевич не скрывал эмоций: “Я злой как собака: такой фестиваль в полупустой зал загнать?! Идея собрать хороших музыкантов и провести выступления в эстрадированной форме возникла давно - лет пятнадцать назад, но это было тяжело осуществить: не мог найти времени, чтобы собрать хороших ребят - всё время поедает толпища. В Новосибирске мы очень красиво всё провели: по-настоящему, а здесь прокол - попался плохой организатор. Я сегодня потерял много денег, и к тому же обидно: я это дело затеял, а меня подвели”.

И после того, как первая дюжина его компакт-дисков увидела свет, недоброжелатели не признавали его за композитора иил поэта, называя “исполнителем собственных частушек”. С лотков и прилавков быстро исчезали одна за другой дюжина 10 аудиокассет, видео с песнями и музыкой. Тонкие ценители искали по магазинам его сборники “Ноты для гармони”, коллекцию редких наигрышей, собрание побасенок, шуток и частушек, неустанно собираемых им во всех регионах России. Феномену популярности телепередачи была посвящена книга "Играй, гармонь". Выходили книги рассказов о детстве, интересных встречах на съемках и концертах "Золотые планки".

Высоколобые критиканы часто обвиняли его в непрофессионализме. Он им отвечал: “В творчестве для меня нет разделения на профессионалов и непрофессионалов. Профессия сама по себе ничего не значит. Что хорошего в профессии? Это скука смертная! Интересно, когда горение - божественное, творческое. Огонь вдохновения не знает социальных сословий: горит одинаково и крестьянин, и лётчик, и академик”. Про интересные встречи лауреат награды "Ангел Трубящий" и звания "Ангельский глас России" (1998) говорил: “... я окунулся в море людей, судеб”.

Божественная гармонь!

Спасибо, публика, за внимание,

а тебе, игрок, за играние!

Таким его и запомнят десятки тысяч зрителей перед которыми заезжая знаменитость выступала без фонограммы. Журналист Алина Рябцева вспоминает, что на концертах под открытым небом Геннадий Заволокин чатсо входил в раж и падал на колени. Отчего его брюки оказывались испачканными в пыли. Наверное, это был еднственный музыкант минувшего столетия у которого после концерта частенько пачкались брюки. Вообще ему трудно было смириться с тем, что существуют какие-то границы, огранчивающие творчество. Среди удачных новых задумок – цветной иллюстрированный журнал "Играй, гармонь!". Учредителями выступили российский центр "Играй, гармонь!" и издательский дом "Сибирская горница".

Во вступительном слове к номеру журнала тиражом в 20 тысяч экземпляров Геннадий Заволокин написал: "Велика Россия, да мала наша телепрограмма, и заканчивается, едва начавшись. Надеюсь журнал поможет телепередаче, прилетит вдогонку моим зрителям, даст возможность не спеша, без суеты потолковать родственным душам, поспорить о важном, побольше узнать друг о друге, да и просто порадоваться нашему великому чуду - гармошке и народному творчеству". Кажется впервые ему пришлось извиниться за обилие "заволокинщины" в первом номере журнала: “Это для приманки. Сейчас готовится второй номер, и он будет более "играйгармонским". Журнал-то задуман был как продолжение телепередачи”. Странным человеком был Геннадий Дмитриевич: извинялся за журнал, выпущенный на деньги от его второй Государственной премии.

Он не любил сюсюканья, снисходительности по отношению к народному искусству. Раздражался, когда слышал, что гармонью могут заниматься только люди добрые и жизнерадостные. “Это не так. Гармонью могут заниматься совершенно неожиданные люди – любой национальности и любого склада характера. Гармонь – наша отечественная святыня, которую народ полюбил, а это много значит. Гармонь выручала народ не раз в трудные годы и сейчас ещё будет выручать”. Так или иначе, но с ним гармонь вернулась в Россию по-настоящему. Об этом нелегком процессе он имел право сказать: “Был период серьёзных запретов, когда после войны опять пришёл к власти сильный заскорузлый чиновник, стал разгонять вечорки, и гармошку стали гонять, чтобы она не играла. Гитаристы – пожалуйста, магнитофоны – пожалуйста, а вот с гармонью будет баловаться только русский дурак...” В последние годы его часто спрашивали о новых трудностях в концертной деятельности и проблемах на телевидении, а он привык отвечать с простотой Василия Теркина: “Да никак. Работаю и всё. Это целая жизнь”.

"Играй, гармонь!" – колоссальное событие в истории русской цивилизации. С 1986-го года вышло более 400 программ. Откликом на них стали 600. 000 писем от восторженных зрителем многим из которых ни на что непохожая передача помогла осознать себя русскими людьми (по-научному: самоиндетифицироваться). “Почта с годами почти не меняется. В этих клочках бумаги сила наша. Это нечто вечное”. Он любил читать эти письма, полные орфографических ошибок. Ведь многие письма содержали исповедь человеческого сердца. Один из поклонников передачи подметил ее маркетинговый потенциал: "Заволокин как будто клад выкопал лопатой из земли. И растряс этот клад над Россией. И посыпались звонкие золотые трели на радость людям... " Его слушатели могли исповедаться словами своего кумира: “У меня мировоззрение кардинально изменилось на всё: и на войну, и на национальный вопрос, и на гражданство, и на веру... я по-другому стал общаться с людьми”. А кому сегодня писать простым людям провинциальной России?

Однажды журналистке Наталье Ким показалась, что она ослышалась, когда интересовалась у Геннадия Заволокина планами концертной деятельности, а в ответ выслушивала философские тирады, напоминающие Даниила Андреева: “Для России сейчас время падать за многочисленные преступления... Отсюда и смотрите. Рождение, смерть, любовь и творчество – это тайны, которые не подчиняются профессиональному опыту или национальному мировоззрению. Здесь невозможны никакие оценки. Мне и моим единомышленникам есть за что бороться: собирать фестиваль, есть за что ругаться, есть за что любить людей, за что с ними мучиться, их изучать. Почему мы с вами одного корня? Потому что музыка напевная – кровь народная. Без нее народы не живут”.

Кто видел его и общался с ним в последние годы, тот подмечал большие перемены во внутреннем мире артиста. Как и убиенный рок-музыкант Игорь Тальков, Заволокин отпустил бороду, стал выступать в рубашках темного и черного цвета. Для него это был поступок. В темных концертных одеждах зритель увидел цвет горести, проявление сострадания к тяжком бытию соотечественников. Как и в случае с убийством романиста Д. Балашова, мы никогда не узнаем о мистических (?) силах, направивших роковой "Москвич" 412-й модели на гения. “Враг силен - я вижу его в лице потусторонней демонической силы, которая отчетиво воплощается на земле среди смертных”, – говорил Заволокин незадолго до гибели. Сегодня мы его потеряли. И не будет замены. Надо смириться. С нами остались его оразы и его музыка – это главное.

P. S. Выдастся свободная минутка, вслушайтесь в музыку Г. Заволокина в песне иеромонаха Романа “Полоскают меня други ближние... ” или прослушайте “По Томской тайге... ” в исполнении дочери и отца Заволокиных.

Наша справка

Геннадий Заволокин родился 18 марта 1948 года в таежном поселке Парабель Томской области. О детстве Геннадий Заволокин вспоминал: "Сколько себя помню, – родители всегда пели. Умели творить музыку". Музыкальный мир открылся с первой гармошки, подаренной отцом Геннадию и его брату Александру. После школы Геннадий Заволокин поступил на отделение народных инструментов в Новосибирское музыкальное училище (1964-1968). После училища Геннадий Заволокин работал баянистом в Сузунском русском народном хоре, концертировал в одиночку и вместе с братом-балалаечником. В 1984 году окончил Московский институт культуры, где осваивал гармонь, баян, домру и балалайку. В браке со Светланой Дмитриевной (1948) Заволокиной (Казанцевой) родились дочь Анастасия (1974) и сын Захар (1979). В 1987 году Геннадий Заволокин создал ансамбль "Частушка". В составе ансамбля участвуют сын, дочь и ее муж.

В 1986 году братьям Заволокиным было присвоено звание Заслуженных артистов РСФСР. В 1990 году за концертные программы Г.Д.Заволокин удостоен Государственной премии России. 1995 год принес ему звание "Народный артист России". В 1998 году повторно удостоен звания лауреата Государственной премии России. На этот раз – за цикл телевизионных программ "Играй, гармонь".

Источник: газета "Новый Петербургъ"
Рубрика: очерк памяти
Дата: №28 (495), 12.07.2001
Сайт: polygamist.narod.ru.
Автор: Анатолий Юркин

© 2001, впервые опубликовано в "Новом Петербурге", последнее исправление 4 ноября 2002, 18.10, Анатолий Юркин. На этой же газетной полосе над материалом размещен материал Ионы Китова "С. Кургинян: Феноменология регресса".

Позже экспертами этот текст был оценён в 2.000 долларов!
Проверь сам!

Заголовок использован в материалах garmonisti.narod.ru 2003 года

Священный первоисточник

Hosted by uCoz